Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
04:56 

Настоящая музыкальная тема Шерлока

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
Прекрасная статья leviossa о муз. теме Ирэн.
Огромное ей спасибо!

leviossa.livejournal.com/444486.html#comments

Полностью можно ознакомиться с ней по ссылке выше (там же и музыку послушать).
Копирую здесь, чтобы было недалеко ходить, если что-то захочется перечитать.

"Sherlock BBC: Скандал в Белгравии". Тема Ирен.
Велик и, как говорится, могуч русский язык: например, приставка "без-" к слову меняет его смысл на противоположный. И только "безнадежный джонлокер" и "надежный джонлокер" означает приблизительно одно и то же. :)

Так вот. Надежно-безнадежный джонлокер в моем лице вообще не собирался ничего писать, тем более в таких диких количествах. Но на днях мы с Фенди посмотрели выпуск Ребекки " TJLC Explained: A Scandal in Belgravia" - хороший такой выпуск - и я зацепилась чудом о две тамошних мысли:
1) Многие зрители считают, что между Ирен и Шерлоком есть взаимный любовный интерес. Которого самом деле нет, потому что зрители смотрят эту серию сквозь призму гетеронормативности.
2) Пульс у Ирен учащен не из-за любви, которой на самом деле между ними нет, а из-за страха, что она проиграет в этой игре.

Нет, чесслово, я бы даже согласилась. Но только если смотреть на экран, зажав уши руками, потому что композиторы своей "темой Ирен" и прочей музыкой утверждают совершенно противоположное.
А поскольку у меня самой при просмотре "Скандала" никогда не сходились концы с концами (сценаристы и актеры рассказывают вроде бы одну историю, а композиторы Арнольд и Прайс совсем другую), я еще раз пересмотрела "Белгравию" в наушниках и с блокнотиком - и все-таки попыталась свести эти концы.
Вот что у меня получилось.

То, что будет ниже, написано специально для fendy. Но, естессно, ознакомиться с этим может любой желающий, который не боится трех километров текста с фото и видео, музыкальных терминов и страшного слова "джонлок".

Итак, тема Ирен. Сперва проанализируем, что она из себя представляет.
Интенсивные, щедрые струнные смычковые (не забываем, что эти инструменты - ближайшие к тембру человеческого голоса);
Томная, ласковая, слегка печальная мелодия с характерными мотивами городских романсов. Щемящие задержания на сильную долю еще больше усиливают чувственность этой мелодии;
Мелодика настолько песенная, что хоть топор вешай (на минуточку, вы встречали в "Шерлоке" еще хоть одну музыкальную тему с такой откровенной кантиленой? Кантилена - предельная человечность в музыке);
В одном мелодическом обороте есть кое-какое нарушение правил (вообще-то в современной музыке возможно все на свете, но я говорю о классических канонах);
Неторопливый темп;
Размер 3/4 - типичный "кружащийся" размер;
Ля минор: тональность без единого знака альтерации. Простая, бесхитростная, как чистый лист бумаги;
Постоянная ритмическая пульсация у ударных, как биение сердца;
Густая, теплая, сладкая оркестровка.

И это что, обозначает страх у Ирен?
Ну Ребекка, я тебя умоляю.
Тема Ирен - пример настолько недвусмысленной романтической музыки, что дальше уже практически некуда. И зрители, которые воспринимают отношения Шерлока и Ирен в романтичном свете, необязательно мыслят в гетеронормативном ключе, просто они слышат вот это вот всё, вышеописанное. Я сама долгое время бесилась от ревности и беспокойства за джонлок (в общем, я поняла: там самые главные тролли - это не Мофтиссы, а Арнольд и Прайс). Ну а куда деваться-то, если на уши все время льют вот этот сентиментальный сироп?

Что мы имеем в результате. С одной стороны, убойно-романтическую тему Ирен (всегда - либо в общих сценах Ирен и Шерлока, либо когда один из них подразумевается). С другой - реальное взаимодействие этих персонажей, которое можно обозвать как угодно, но только не романтикой. И этот пазл сходится только при одном раскладе: тема Ирен обозначает не любовный интерес между данными героями, а что-то другое. Либо сама Ирен как персонаж имеет еще какую-то дополнительную функцию.
Более никак.

Для разгона внимательно последим за этой темой с самого начала "Белгравии".
Мориарти дает отбой по телефону и уходит, мы видим удаляющуюся Ирен спиной к камере и... Вот это очень важный момент: тут-то бы и прозвучать ее теме, как стандартной характеристике героя, но нет. Не звучит. (Сравним с Мэри, которая в 3-01 получает свою тему "Пустого дома" практически сразу же - и, кстати, при том же самом ракурсе со спины).

Значит, скорее всего, тема Ирен (далее "ТИ") характеризует не саму Ирен как таковую - красавицу, шантажистку, хулиганку, - а что-то, связанное с ней.

Фото Шерлока в дирстокере, рука Ирен гладит газету. ТИ уже угадывается по оркестровой гармонической поддержке, но сама мелодия пока не появилась.

Дворец, Шерлок рассматривает фото Ирен, Ирен рассматривает фото Шерлока. А вот, наконец, и ТИ- сперва размытая, потом во всей своей красе. Звучит почти до тоники (своей логической точки), но обрывается, заканчиваясь таким неловким мелодическим ходом, как будто кто-то отмахнулся от нее.

Потом много чего происходит, и самой Ирен в кадре тоже много, но ТИ появляется только тогда, когда Шерлок вместе с Ирен расследует дело об убитом туристе.
Сперва в реале. (Очень беспокойное, тревожное звучание ТИ, больше такого ни разу не случится. Она заканчивается так резко, будто ей заткнули рот).
Затем расследование во сне Шерлока. А сейчас ТИ звучит аккуратно, спокойно и сдержанно, на струнных слегка экономят. Дойдя до тоники, ТИ внезапно уносит в эллиптические обороты (эдакие знаки вопроса в исполнении арфы: "что это сейчас было? что со мной?")

Рождество на Бейкер-стрит. Шерлоку приходит смс от Ирен, и сразу же начинается соединение двух тем: ТИ и скрипичной темы Шерлока. Пока еще неявное соединение, едва заметное, но в саундтреке оно появится еще несколько раз. Здесь ТИ опять дошла до тоники, но тут же перекрывается ужасающим диссонансом: показывают морг.
Ну и, чтоб два раза не вставать, скрипичная тема Шерлока (далее "СТШ"). "Sad music", как скажет Джон в следующей сцене.

Сцена в Баттерси: появление Ирен предваряется несколькими ударами (как биение пульса), и начинает звучать ТИ. Поначалу мелодия либо отсутствует, либо прячется в нижнем регистре - и в полную силу зазвучит только тогда, когда Шерлок возвращается домой, не чуя под собой ног. Буквально через пару тактов ТИ вместе с Шерлоком упирается в дверь 221-В - и все пропало, никакой тоники, никакой точки. Никак ей не дают завершиться, ну никак. Отпихивают от финиша всеми правдами и неправдами.

Новый год на Бейкер-стрит. ТИ еле заметная и неуверенная, звучит у фортепиано (фортепиано - инструмент темы Джона), до тоники снова не дотянула, растворяется в бое часов. "Она жива?" "С новым годом, Джон".
Сцена у камина. Шерлок задумчиво наигрывает мотив из СТШ, но не смычком, а пиццикато. Пиццикато у скрипки - это почти то же самое фортепиано, только в профиль.
Сцена открытия пароля Ирен. "Вы же не думаете, что я вами заинтересовалась?" - и сразу побежала пульсация темы. Снова соединение ТИ и СТШ. Дойдя до тоники, тему опять уносит в эллиптические вопросительные обороты у арфы ("и что теперь? что с ней теперь будет?")
И последнее появление ТИ: Джон отдал Шерлоку телефон Ирен, Шерлок читает смски. "Когда я скажу "беги" - беги", и ТИ прозвучит у солирующей скрипки - сильно, смело, полнозвучно, не прячась. В последний раз соединится с СТШ, обе темы впервые дойдут до тоники и, поставив уверенную точку, смолкнут.

Суммируя все вышесказанное и немножко повторяясь. Шантажистка, авантюристка, манипуляторша, расчетливая пособница Мориарти - вся суть Ирен как данного персонажа НЕ характеризуется романтичной, горячей, эмоциональной темой Ирен, для этого там используется другая музыка.
ТИ предназначена для чего-то иного.

Идем дальше. Внимательные зрители замечают, что в некоторых эпизодах "Белгравии" Шерлок и Ирен являются буквальным, вплоть до мелочей, отражением друг друга.
Эпизод "Ирен и Шерлок разглядывают друг друга на фото": один из них одет, второй почти раздет, цвета одежды повторяются. Ирен в белом платье рассматривает Шерлока, который в белой простыне. Шерлок в черном костюме рассматривает Ирен, которая в черном белье.
Эпизод подготовки к их первой встрече: Шерлок ищет себе одежду, Ирен ищет себе одежду, Джон разукрашивает лицо Шерлока тумаками, подруга Ирен красит ей губы помадой оттенка "blood".
Оба успешно расследуют преступления (Ирен делает это во сне Шерлока).
Оба не прочь помахать плёточкой.
Оба появляются в образе новорожденных младенцев: одна - в первозданно-обнаженном виде, второй - в белой пеленке.
Оба умеют набирать и отправлять смски у себя за спиной.
Внешне их тоже делают похожими: прическа у Ирен повторяет силуэт прически Шерлока с пробором на ту же сторону, и даже ее распущенные волосы все равно темные и вьющиеся, как у Шерлока.
Ирен дважды оказывается в одежде Шерлока. (Наоборот не довелось, да).
А как вам вот этот ракурс? Шерлок и Ирен - одно целое.
Теперь с другого бока. Иногда то, что связано с Ирен, характеризуется какими-то непонятными перемещениями в пространстве. Например:
(Обратите внимание: Ирен опрокидывается назад, потом в том же направлении опрокинется Шерлок).
Вот и представьте себе: Ирен голая, босая, в огромном пальто с чужого плеча, вываливается из окна второго этажа спиной вперед, а потом неизвестным образом оставляет пальто на Бейкер-стрит.
Или еще интереснее. Джон идет прогуляться, оставив Шерлока играющим на скрипке в халате. Не успел он выйти из дома, как его тут же в неизвестном направлении увозит какая-то девица, чтобы тот встретился с Ирен. Но когда Джон оказывается в Баттерси - Шерлок мало того, что уже там, так еще и стоит рядом с местом встречи Джона и Ирен! И даже не в халате.

Собираем все ниточки воедино, включая то, что наваяли композиторы.
Получается, что если рассматривать Ирен исключительно как конкретного, реального персонажа, то концы с концами не сойдутся никогда. Зато пазл складывается полностью, если рассматривать Ирен как персонажа с двойной функцией: с реальной и с иносказательной. Она введена в сюжет не только как сообщница Мориарти-шантажистка-авантюристка и пр. (Ирен-1), но и как аллегория просыпающейся чувственности и эмоциональности Шерлока (Ирен-2).

Теперь посмотрим, как оно воплощается в "Белгравии". Оставим Ирен-1 в покое: пусть она шантажирует, манипулирует и играет с британским правительством, композиторы своей "темой Ирен" говорят вообще не о ней. Лучше давайте последим за Ирен-2 от начала до конца, заодно сверяясь с саундтреком.

В какой момент этот персонаж появляется в повествовании? Сразу же после того, как Шерлок впервые потерял над собой контроль, испугавшись за жизнь Джона:
Все, дверь для Ирен открыта: "учитель приходит, когда готов ученик".

В следующий раз она появляется уже вместе со своей музыкальной темой, когда видит газетное фото Шерлока в дирстокере (есть чрезвычайно интересный выпуск Ребекки о том, что дирстокер обозначает фальшивую, показушную гетеросексуальность). Рука Ирен гладит фото: пора делать первый шаг на пути, который приведет Шерлока к Рейхенбахскому водопаду в "Безобразной невесте" и заставит выкинуть дирстокер за ненадобностью. В кадре еще и хлыст - забавный аналог стрелы Купидона.

Ирен для знакомства с Шерлоком выбирает себе наряд (сколько-сколько у нее осталось времени до встречи? "Ages"? Бедная, как давно она ждет) - и в это время звучит... Нет, не ТИ. Звучит тема Джонлока, то есть то, что мы всегда слышим в заглавных титрах: тему Джона и тему Шерлока, слившиеся в экстазе. Но неявно, тихонечко, с замаскированной мелодией - Шерлок еще не готов.
Еще как не готов. Новорожденная эмоциональность Шерлока находится перед ним, прямо-таки в виде этой самой новорожденной, и он не может ничего понять. Что это? Зачем? Откуда оно взялось? Что мне со всем этим делать???

Занятно, да? При первой встрече Шерлока и Ирен нам показывают их как "священника" и "новорожденную".
Путь их сближения будет долгим.

Далее понабежали злые дядьки с пистолетами, Шерлок снова испугался, что Джона сейчас убьют, и открыл дверь для Ирен еще шире. (Важный момент - сценаристы любезно сообщают нам имя одного из нападающих, который держит Джона на мушке: Арчер. Лучник. Другое название Купидона. Того самого Купидона, который засветился в начале пилотного выпуска, а из первого сезона исчез и вот так красиво спрятался).
И итог той сцены: Ирен бьет, кружит голову, лишает воли. Знакомые симптомы, не правда ли?

Ирен расследует дело о бумеранге. Сперва в реале, и музыка за кадром дает понять, что Шерлок очень нервничает. Потом во сне у Шерлока, тот в отключке, поэтому больше не сопротивляется. И очень хорошо, что не сопротивляется: в этой сцене Шерлоку показывают, что эмоциональность не помешает ему в расследованиях, что с ней он будет так же успешно раскрывать свои дела.
Но Шерлок этому не верит, поэтому все многочисленные смски Ирен остаются без ответа, и она с помощью Майкрофта ("Ирен - больше не твоя прерогатива") исчезает из жизни Шерлока.

Кстати, об смсках. Это ужасно смешно: помните, в какой момент появилась самая первая? Вот именно. Джон положил Шерлока на постель и сказал, что будет неподалеку.

Рождество на Бейкер-Стрит. Шерлок изощренно хамит направо и налево, но как только он обнаруживает в себе частичку эмоций и извиняется перед Молли (в этот момент выражение лица Джона - бесценно), Ирен опять врывается в его жизнь: мы слышим ее смс.
Шерлок в смятении. Помимо ТИ, в саундтреке впервые появляется мотив из СТШ: мало того, что это весьма "sad music", ее мелодия олицетворяет бесконечную, бессмысленную ходьбу по кругу, невозможность найти выход.
И чуть подробнее.
Марк Гэтисс обожает фильм " Морис" (ах, как я его понимаю), и уж не знаю, насколько обожают "Мориса" сами композиторы, но своими начальными мотивами СТШ они шлют горячий привет теме Клайва Дарема, лишь добавив к ним, мотивам, парочку лишних завитушек.
Вот же хитрые заразы, а. Люблюнимагу.
Зацените: тот же начальный мотив, та же ходьба по кругу и невозможность вырваться. Те же вопросы, которые останутся без ответа.
Шерлок решает похоронить свою эмоциональность: Ирен оказывается в морге. И снова привет Клайву Дарему уже от сценаристов - Шерлок захлопывает дверь прямо перед Джоном, словно замуровывает себя внутри дома, как Клайв.
Морг. Шерлок видит, что в морге все-таки не Ирен (ну не может он ее убить, не может), но говорит Майкрофту совсем другое. Он настолько измучен, что а) аж закурил, б) загнал самого себя в какую-то кроличью нору. Как дети смотрят на что-то страшное - сквозь пальцы или через дырочку в кулаке.
(Но Майкрофт настиг его даже там):
Джон едет в Баттерси. Шерлок знает, что Ирен не умерла, крадется следом и наблюдает за ним все еще из своей норы, которая слегка расширилась:
С появлением Ирен границы стали еще шире:
Джон: "Я не гей". И хлоп - вот что сразу происходит с кадром:
Ирен: "А я - да. И посмотрите на нас обоих". Границы норы снова расширились, почти готовы треснуть. Всё. Ирен нашла Шерлока, как Вий - Хому Брута.
Немедленно приходит смс от Ирен, обрушивая на Шерлока шквал эмоций, и тот сбежал домой изменившимся лицом, не чуя под собой земли.
Джон хочет догнать Шерлока, но Ирен его останавливает. Зачем?
Ну-ка, посмотрим, что в этот момент у нас с кадром. Опа! Шерлок уже ушел, а его "нора" все еще осталась.
Ирен останавливает Джона, потому что бежать за Шерлоком бесполезно: тот все еще не разобрался со своими страхами. Уж ей ли этого не знать.

И саундтрек это подтверждает немедленно: как только Шерлок дошел до дома, зазвучала тревожная музыка (та самая, которая звучит на крыше Бартса в "Рейхенбахе"). Шерлок считает, что как только он позволяет эмоциям завладеть им, сразу что-то случается. Сейчас в беде миссис Хадсон, не уследил.
Маятник предсказуемо качнулся назад, очередной привет Клайву Дарему. А Шерлока в каждом втором кадре снова прячут в его нору:
Новый год на Бейкер-стрит. ТИ с переломанной, как после автомобильной аварии, гармонией, с диссонансом от пиццикато Шерлока. Совсем без пульса. Вот-вот умрет.
- Она жива?
(Бой часов как вновь забившееся сердце, очередной привет "Морису". Да, Джон, она жива, как Шерлок ни старается).
- С новым годом, Джон.
- Вы еще увидитесь?
- "С новым годом" (смс для Ирен, идущей по холодным улицам).
Как же это красиво.

Заметьте, что два важных события (Шерлок сперва убил Ирен, но потом воскресил ее; Шерлок посылает Ирен единственную ответную смс) происходят в Рождество и в Новый год - самые волшебные праздники.

Итак, Шерлок в очередной раз вернул Ирен, и она переходит в контрнаступление: пробирается в спальню Шерлока, снова надевает его одежду (теперь домашнюю) и ложится в его постель. Тема Джонлока тут же берет разгон, но заканчивается, не успев толком начаться: Шерлоку опять страшно. Слышите эти глухие испуганные удары сердца?

Под умелым руководством Ирен Шерлок пытается впечатлить Джона и блестяще раскрывает секрет шифра. С этого момента некоторые сцены Шерлока и Ирен начнут воплощаться в жизнь, только уже с Шерлоком и Джоном.
1. "Twice. Twice". И опять привет, "Морис"!
Ну вот вам, пожалуйста, дважды умоляет Джона. "Собаки Баскервиля".
2. Сцена у камина. Шерлок играет пиццикато мотивчик СТШ: он снова завис, у него полно вопросов, он не знает, что делать. Спрашивает у Ирен, где Джон - и та сразу идет в атаку, прямо-таки бросаясь перед ним на колени: "Ну вот же я, впусти меня, ну сколько можно". Превозмогая страх, Шерлок знакомится со своей эмоциональностью. Как она выглядит. Как ощущается. Берет за руку, смотрит в глаза, чувствует ее горячий пульс. Видит, какая она уютная, теплая, домашняя. По сути, это встреча Шерлока с самим собой.
(Заметьте, здесь нам в кадр подсовывают не только зеркало, но и отражающую поверхность стола. С отражениями в "Шерлоке" играют мастерски).
И эта сцена через некоторое время тоже повторится, отразившись в реальности. И опять с Джоном.
Зеркала почти не видно, отражающей поверхности тоже. Все по правде.
"Я не против".
3. Та же сцена у камина, чуть позднее. (Обратите внимание, что в кадре постоянно находится отражение Шерлока).
Поужинает, поужинает. Вот прямо перед концом света и поужинает.
4. И самое интересное. "SHER" - пароль не только телефона Ирен, но и пароль банковской карты Джона. Ушлый "Тумблер" все найдет.

Шерлок думает, что его эмоциональность, которой он поддался, привела к провалу операции с самолетом - и в очередной раз предпринимает попытку избавиться от Ирен. Он отгадывает пароль, нажимая клавиши на телефоне Ирен так, словно вколачивает гвозди в крышку ее гроба. В саундтреке вновь соединяются ТИ и СТШ, и сейчас этот симбиоз звучит особенно отчаянно: Ирен в последний раз пытается достучаться до Шерлока, а тот вновь завис со своими сомнениями и страхами.
Далее Майкрофт говорит, что дело Ирен закрыто навсегда, и позднее сообщает о ее смерти.

А Шерлок вводит Майкрофта в заблуждение уже во второй раз: Ирен жива. Шерлок так и не смог ее убить. Показательно, что именно он выступает в роли палача своих чувств:
Но не отправляет их в преисподнюю, а дарит им жизнь. И будет за них сражаться.
Последние секунды серии. Тема Ирен впервые доиграла до самого конца: Шерлок больше не боится ее. Соединившись с ТИ, СТШ вырвалась из своего круга и впервые доиграла до самого конца: Шерлок нашел ответ на все свои вопросы.

Естественно, что Ирен, как развивающаяся эмоциональность Шерлока, влияет не только на самого Шерлока, но и на Джона. Так что немножко пробегусь по сценам с Джоном.
Вот его самая первая реакция на "новорожденную Ирен": он тоже поначалу не знает, что с этим делать.
Но Джон - не "священник". Как только Ирен оказалась в пальто Шерлока, Джон начинает с ней флиртовать, а у Шерлока от неожиданности появляются фефекты ечи.
И снова реакция Джона, который обнаруживает, что Шерлок не так уж и женат на своей работе:

Общие наблюдения: чем ближе Ирен подбирается к Шерлоку (одевается в его одежду, ложится в его постель, посылает тролльские смски с не менее тролльским сигналом, сливается с ним в одно целое в его сне, приближает губы к его щеке), тем ярче проявляет свои чувства Джон, тем острее его реакции.

Диалог Джона и Ирен в Баттерси слушается совершенно замечательно. "Вы ревнуете?.."
И довольная-довольная, как Кот Матроскин с его "Уррраааа, зарабоооталоооо!"

Ну, раз заработало, она отправляется на Бейкер-стрит закреплять и усиливать эффект. Нет, вы заметили? В тот момент, как Шерлок обнаруживает Ирен у себя в спальне, Джон входит туда же с бутылкой вина!
(Погоди, Джон, рановато, это всего лишь второй сезон).
Потом Ирен подкидывает загадку с самолётом Шерлоку и, чмокая того в щеку, троллит Джона. Смотрите, как того сразу перекосило:
(Если мне не изменяет мой склероз, в следующий раз кадр с Джоном так сильно опрокинется только в "Рейхенбахе" после падения Шерлока с крыши):
Но Джон зря так переживает: разгадывая шифр, Шерлок старается впечатлить вовсе не Ирен, и это легко прослеживается по направлению взглядов всех присутствующих в комнате.

Кстати, о присутствующих в комнате. В этой сцене для наглядности зрителям показывают воображаемый самолет, который возникает у Ирен за спиной и исчезает строго перед той областью, где сидят Шерлок и Джон. Как будто на самом деле никакой Ирен здесь нет, она ничему не мешает и ничего не заслоняет.
И ведь, по большому счету, здесь действительно нет никакой Ирен.
Далее Майкрофт сообщает Джону о смерти Ирен, но тот не может сказать это Шерлоку и начинает нести что-то про Америку. Потому что он тоже не может ее убить.
И в итоге Шерлок получает телефон (как метафору сердца) из его рук:
Вот такую джонлокерскую сказочку рассказывают композиторы.

Так что для меня теперь "Скандал в Белгравии" - это история не только о том, как одна умная женщина играла-играла, да не выиграла, но и о том, как один умный мужчина обнаруживает, что у него есть чувства. Чувства к Джону. Сперва он боится этих чувств, пытается оттолкнуть, похоронить, истребить, обезглавить, (а они все равно живее всех живых), в конце концов принимает их и учится с этим жить.

И еще один момент. Во всех сценах, когда Шерлок отталкивает или убивает свою эмоциональность в виде Ирен, либо еще каким-то образом ее лишается - везде, везде присутствует Майкрофт.
Ох, какой-то у братьев Холмсов есть крупный скелет в шкафу. (Редберд?)
Ох, что-то будет.

@темы: шерлок

URL
Комментарии
2017-01-17 в 11:48 

Eldija
There's no alternate universe. That's this one right here.
Я давно уже думала, что Ирен для Шерлока не предмет привязанности, а скорее символ чувственности, сексуальности, которые он хоть и ставит ниже разума, но от которых все же не хочет отказываться. Приятно увидеть целый разбор в подтверждение интуитивных догадок))

2017-01-17 в 12:02 

Giansar
It sparks a passion inside of me//Can't help my infatuation...
Eldija, да :)

URL
   

Giansar

главная